Костюм как искусство

В XVIII веке в России стали употреблять французское слово «костюм», пришедшее из Франции после петровских реформ. Значение этого слова имело связь с обычаем, привычкой. Вместе с тем понятие «костюм» включало в себя способ, образ действия, манеру ношения.

Можно сказать костюм - это обычай, или обычай - это костюм, то есть внешнее проявление чего-то более устоявшегося, существенного. Костюм обозначал принадлежность к коллективу и личные качества человека. Таким образом, костюм - это признак приобщения к сословию, акт узнавания, знакомства.

Костюм может состоять из неограниченного количества элементов, его характеристикой также могут быть символы в виде татуировки. Костюм несет в себе психологическую и образную характеристику. Например, мы говорим: женский костюм эпохи Великой французской революции или костюм стиля ампир.

Костюм, являясь областью прикладного искусства, может раскрывать и воплощать в художественно-убедительной форме достоверный социальный опыт, материально-технический уровень развития общества, быть своеобразным источником информации.

В отличие от объемно-пространственных видов искусства костюм полностью раскрывает свое содержание лишь на человеке и в движении (то есть во времени и пространстве). Мягкая игра пластичных тканей в полуприлегающих формах одежды, «танцующие» у коленей, расширенные к низу юбки, развевающиеся концы шарфа, неожиданный эффект блеска тканей с люрексом, переливы тканей с эффектом шан-жан - все это является эстетическими свойствами костюма. Поэтому костюм наилучшим образом выглядит на людях, «чувствующих» его, умеющих его «носить», обладающих «искусством двигаться» (недаром профессиональные манекенщицы проходят специальную подготовку, включающую элементы хореографии, ритмики, театрального искусства).

Поскольку костюм относится к определенной системе и через него можно выразить индивидуальность человека или определенный этнический тип, он является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру или цивилизацию.

Будучи единой и относительно постоянной системой элементов, костюм дает возможность фиксировать серьезные перемены и кристаллизировать черты времени.

В XX веке понятие «костюм» несколько утратило свой первоначальный смысл, и теперь оно скорее употребляется либо в значении исторического костюма, либо театрального, либо ансамблевого решения наиболее полно и ярко характеризующего образ индивидуальности. Костюм не столь подвержен моде.

Модный костюм не успевает стать обычаем, привычкой даже на короткий период, поскольку в понятие «костюм» мы вкладываем отражение более длительных и серьезных изменений и связываем его более с понятием современности и культуры. С позиций моды и ее связи с костюмом следует принять термины «модная одежда», «модный силуэт», «модные элементы костюма».

Таким образом, под словом «костюм» мы условимся понимать определенный набор элементов одежды, обуви, дополнений, которые характеризуют образ отдельного человека или социальную группу людей. Только при условии соблюдения определенной системы расположения элементов одежды, обуви, дополнений и их взаимосвязи можно говорить о понятии «костюм». Каждый костюм предполагает определенную манеру его ношения.

Костюм в системе художественной культуры