Повседневная одежда

Основу современной повседневной одежды составляют изделия массового производства. Это в основном швейные и трикотажные изделия, несложные по своей конструкции, фактуре материала, спокойных цветов, лишенные броской отделки (свитеры, блузки мужского покроя, прямые юбки, строгие брюки, небольшие жилеты). Они композиционно составляют большую часть существующих типов костюма.

Важнейшими элементами современной повседневной одежды у женщин являются блузки и юбки. К моделированию и оформлению отдельных изделий полностью применимы все закономерности композиции костюма.

Являясь существенной частью комплекта, блузки часто определяют своим характером стилевое решение костюма в целом.

Блузки спортивного характера представляют собой изделия достаточно свободных объемов с четкой расстановкой геометризированных деталей (планки с застежкой, клапаны карманов, манжеты, углы воротника). Конструкция таких блузок предусматривает рукава чаще рубашечного покроя, разнообразные кокетки. Если блузки не заправляются в юбку, низ может оканчиваться притачным поясом, а при удлиненном решении предусматривается пояс по линии талии или закругленные боковые разрезы.

Изделия из гладких или пестротканых материалов отделывают выразительной строчкой. Широко используют ткани с рисунком в полоску, клетку, мелкий горох, Характер рисунка этих тканей влияет на конфигурацию деталей (углы воротников, манжет и клапанов делают прямоугольными или заостренными) и ритм их расстановки; фурнитура также согласовывается с ритмом полос или клеток материала.

Общее композиционное решение строится в соответствии с законами симметрии.

Блузки классического характера, имеют небольшой объем, обеспечивающий необходимую свободу движения человека. Детали четко проработанные, изящные, строгой конфигурации. Горловина может оформляться не только воротником, но и стойкой, переходящей в бант, рукава заканчиваются манжетами. В композицию часто вводятся вертикально расположенные тонкие полоски кружева или вышивки в цвет материала, чередующиеся с узкими складками или защипами. Конструкция таких блузок предусматривает втачные рукава и вытачки, формирующие объем. Материалы используют, как правило, гладкие или с очень мелким, тонко прорисованным неярким рисунком.

В блузках стиля фантази широко используются различные конструктивные и декоративные решения формы (драпировки, подрезы, сборки, буфы), поэтому их силуэт нередко строится на контрастном противопоставлении (например, пышных объемных рукавов плотно облегающему лифу или свободного объема удлиненного лифа и коротких небольших по объему рукавов). Конструктивную основу таких блузок составляют многочисленные варианты покроя втачного рукава, цельнокроеного, реже реглан. Детали отличаются большим разнообразием форм, характера отделок (рулик, кант, тесьма, кружево). Блузки стиля фантази выполняют из гладких, орнаментированных и купонных тканей.

Последнее время в моделировании легкой одежды широкое распространение получил так называемый фольклорный стиль. Это дало возможность использовать принципы кроя народной рубашки, приемы оформления вышивкой и декоративной отделкой.

Юбки своей длиной, объемом и характером исполнения формы оказывают значительное влияние на восприятие костюма в целом.

Юбки спортивного характера могут быть в складку. Плотные шерстяные или полушерстяные ткани с выразительной фактурой, глубоких сдержанных тонов или в крупную полоску, клетку определяют ритм и ширину складок (крупных - 5-6 см, средней величины - 3-4 см). Складки располагают от пояса (чаще застрачивая до линии бедер) или от кокеток. Направление складок одностороннее или встречное при расположении их только спереди.

Распашные юбки летнего спортивного ассортимента из плотных хлопчатобумажных и джинсовых тканей имеют застежку на молнию или на пуговицы по всей длине.

Юбка-конверт выполняется как распашное изделие, в котором одно полотнище покрывает собой другое и по всей длине или до линии бедер застегивается на пуговицы или пряжки.

Юбки классического характера имеют небольшой объем, спокойно скользят по линии бедер, а затем как бы падают вниз, образуя прямую форму, или слегка расширяются книзу, образуя трапециевидную форму. Конструктивно их выполняют двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестишовными. Их классичность определяется, прежде всего, выбором материалов, которые своим сдержанным тоном спокойных цветов, плотностью структуры переплетения и строгой или богатой фактурой создают изделие универсальное в использовании.

Юбки стиля фантази могут быть нарядными и повседневными (последние используются в летней одежде). Их весьма разнообразное силуэтное решение получают разными конструктивными приемами: на основе кроя «солнце» и «полусолнце»; на основе расширения клиньев от разных точек (от линии бедер до линии коленей); на основе горизонтальных членений, по которым сосборивают каждый последующий волан - оборку, на основе различных драпировок и сборок. В сочетании с декоративными и пластическими свойствами тканей такие юбки являются важным элементом, играющим активную роль в формировании живого динамического костюма.

Потребность привести свой внешний вид, свой костюм в соответствие с характером деятельности является определяющим фактором в развитии и утверждении в наши дни костюма как системы промышленных изделий, составляющих комплект, где отдельные изделия могут заменяться другими, способными выполнять те же функции.

Создание комплекта повседневной одежды делового типа имеет своей целью обеспечить необходимый утилитарно-практический и эстетический комфорт жизнедеятельности человека. В связи с этим основное внимание уделяется согласованности изделий по характеру формы, ее соответствию всем своим строем назначению.

В конструкцию формы должны быть заложены необходимые припуски на свободу движений, связанных с тем или иным видом деятельности. Так, работа определенной части служащих различных учреждений, а также работников учебных заведений связана с активным движением рук (учителя и преподаватели, демонстрируя наглядные пособия, работая у доски, поднимают руки; чертежники, конструкторы, машинистки имеют очень широкий и разнообразный диапазон в действии рук). Поэтому для них очень удобны в работе блузки рубашечного покроя свободной формы, свитеры, блузоны.

Характер деятельности, таким образом, определяет формы изделий, достаточно свободные в плечевом поясе. Конструктивно это достигается не только рубашечным покроем, но и другими средствами: спуском линии плеча, переводом плечевых вытачек (с дополнительным припуском на необходимую свободу) в сборку от небольшой кокетки, покроем реглан, покроем втачного рукава в сочетании с разнообразными кокетками.

Говоря о цвете как о сильной эмоциональной характеристике костюма, следует подчеркнуть, что его выбор определяется назначением и характером использования костюма. Повседневная одежда для труда в больших коллективах, как правило, выполняется в мягких, сдержанных (родственных и родственно-контрастных) цветовых сочетаниях; могут использоваться светлотные контрасты одного цветового тона или двух очень близких цветов.

Выбор материалов не ограничивается эстетическими требованиями (выразительностью сопоставления пластических свойств тканей, их цветового взаимодействия). Существенным в создании комплекта одежды делового типа являются гигиенические свойства материалов. Для активной работы плечевого пояса блузку целесообразно выполнять из хлопчатобумажных или льняных материалов; а из материалов, содержащих синтетические волокна, следует предпочитать те, которые имеют более рыхлую, воздухо- и влагопроницаемую структуру.

Характер деталей и отделки также выбирается в связи с функциональным назначением изделий. Их эстетическая значимость заключается в пропорциональном соответствии изделию в целом и той его части, где они располагаются, в согласованности их линий по пластическому характеру.

Разнообразная в течение дня деятельность человека часто предъявляет к костюму дополнительные требования - он должен быть многофункциональным, то есть его легко можно приспособить к конкретным условиям. Эти требования обеспечиваются комплектной системой организации костюма.

В комплекты могут входить изделия, по одним свойствам (допустим, материалу) согласующиеся с остальными изделиями, а по другим (скажем, конструкции или характеру деталей) начинающие развивать тему некоторой приподнятости, нарядности или тему утилитарной целесообразности дорожного костюма. Эти изделия помогут объединить комплекты изделий, действительно предназначенных для торжественных праздничных случаев или экскурсионно-туристских мероприятий с повседневно-деловыми комплектами. Композиционно это окажется возможным при решении форм изделий этих разных по своему прямому назначению комплектов в одном пластическом ключе, в близких по характеру материалах.

Домашняя одежда