Возрастные пределы подросткового периода и молодости

пределы подросткового периода

Подростковый период — это период перехода от детства к зрелости, для которого характерны:

а) стремление индивидуума к достижению целей, обусловленных установками данного общества

б) ускорение темпов физического, умственного, духовного и социального развития индивидуума

В то время как начало подросткового периода обычно связывают с началом полового созревания и появлением вторичных половых признаков, конец его обозначен менее четко. У разных народов имеются большие расхождения во взглядах относительно того, а каком возрасте индивидуумом достигается независимость, свойственная взрослым. Для данного переходного этапа характерны:

  • биологическое развитие от начала полового созревания до достижения индивидуумом полной половой и репродуктивной зрелости
  • психологическое развитие, в процессе которого на смену детским формам познавательной и эмоциональной деятельности приходят соответствующие формы, свойственные взрослым
  • выход из состояния полной социально-экономической зависимости, свойственной детям, и приобретение относительной независимости

Ранее ВОЗ считала подростковым периодом возраст от 10 до 19 лет, исходя из того, что выделение этого возраста, который обычно охватывает период жизни от начала полового созревания до совершеннолетия, производится при некоторых демографических статистических расчетах и может оказаться полезным при планировании в области здравоохранения. Для нужд проведения Международного года молодежи ООН дала определение юности как возрастного периода от 15 до 24 лет.

Однако начало его совпадает с серединой подросткового периода, и принятие в данном докладе таких возрастных рамок помешало бы правильному пониманию специфических особенностей и нужд подростков. Если подойти прагматически к решению данной проблемы, то эти два возрастных периода следует слить воедино и рассматривать как один большой возрастной период от 10 до 24 лет, хотя на практике термины «подростки», «молодежь» и «молодые люди» часто употребляются как взаимозаменяемые.

Одним из достоинств данной классификации является то, что она облегчает сравнения данных и опыта различных стран.

Разумеется, невозможно создать универсальную классификацию, и предлагаемый вариант сопряжен с некоторыми проблемами и ограничениями, а именно:

  1. Пятилетние периоды, несомненно, выделены произвольно и с практической точки зрения их выделение сопряжено с ограничениями и противоречиями.
  2. Данная классификация не учитывает возможные несоответствия между реальным возрастом и наступлением той или иной фазы биологического и психосоциального развития, а также значительную вариабельность, обусловленные индивидуальными особенностями или воздействием факторов внешнего окружения.
  3. Как в развивающихся, так и в развитых странах содержание понятия «молодые люди» может быть различным в зависимости от особенностей культуры и законодательства (возраст обязательного посещения школы, минимальный возраст вступления в брак, законоположения о детском труде и т.п.).
  4. Польза от возрастной градации незначительна в том случае, если неизвестен точный возраст индивидуумов.
  5. Разработка программ, руководствующихся чрезмерно жесткими возрастными рамками, может принести вред, и особую гибкость в данном вопросе следует проявить в отношении развивающихся стран.
  6. В некоторых случаях более полезным может оказаться применение иных возрастных градаций (когда первоочередное внимание должно быть уделено местным нуждам). Например, при разработке программ и организации мероприятий по охране здоровья подростков выделение раннего, среднего и позднего этапов подросткового периода целесообразно. В области репродуктивного здоровья и факторов риска для здоровья положение подростков младшего возраста существенно отличается от положения подростков старшего возраста.

Для некоторых целей, например, для анализа сведений о заболеваемости, информация за каждый год жизни может оказаться более полезной, чем выделение каких-либо возрастных групп.

Тенденции демографического развития >>>>>