Несколько слов о цвете

цвет волос

Физические свойства цвета определяются восприятием световых электромагнитных волн различной длины, вызывающих у человека ощущение различных цветов.

Ряд цветов, расположенных в порядке уменьшения длины волны, называется спектром. Основные цвета спектра располагаются следующим образом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наш глаз видит также много промежуточных цветов и легко различает цветовые нюансы: оранжево-красный, желто-оранжевый, голубовато-зеленый и другие. Кроме спектральных цветов существуют еще пурпурные цвета, которых нет в спектре. Они возникают в результате смешения красного и фиолетового цвета. Спектральные и пурпурные цвета называются хроматическими цветами (от греческого слова «хромос» - цвет). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном (длиной волны), светлотой и насыщенностью. Ахроматическими цветами (неокрашенными) называются белый, серый и черный; их иногда именуют нейтральными. Ахроматические цвета обладают только светлотными различиями.

Насыщенность служит показателем силы цвета. Самыми насыщенными являются спектральные цвета; их называют чистыми, открытыми, интенсивными. Сюда же относятся пурпурные. Цвета, расположенные между основными спектральными (промежуточные или родственные: желто-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-желтый, красно-оранжевый и другие) - менее насыщенные; их называют сложными, спокойными, сдержанными.

Насыщенность любого хроматического цвета уменьшается от присоединения к нему любого из ахроматических цветов. Цвета, насыщенность которых уменьшена путем добавления белого цвета, называются разбеленными (например кремовый, розовый или сиреневый цвет), а путем добавления черного цвета - затемненными. Например, коричневый - это малонасыщенный (затемненный) красный цвет (он состоит из черного и красного). Другие оттенки коричневого цвета можно получить путем смешения желтого, оранжевого цвета с тем же черным.

Кроме общепринятой терминологии существуют и профессиональные определения некоторых качеств цвета. Художники-модельеры, например, цвета малой насыщенности, разбеленные, нежных оттенков называют пастельными.

Цвет способен влиять на чувства и настроение человека. Синие и зеленые цвета вызывают ощущение холода, красные, оранжевые или желтые - тепла. Восприятие веса и объема также зачастую зависит от цвета: светлые чистые цвета создают ощущение легкости, темные кажутся тяжелыми. Предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета, как бы приближаются к нам и увеличиваются в объеме. Такие же предметы, окрашенные в темные и холодные цвета, отступают от нас и уменьшаются. Свойства цветов отступать и выступать, увеличивать и уменьшать объем прически или отдельных деталей иногда используют в моделировании. Оптические иллюзии возникают вследствие особенностей психофизиологического восприятия, имеющих объективный характер.

Свойства ахроматических цветов также используют в моделировании. Черный цвет, например, хорошо держит композицию, усиливает выразительность прически, резко очерчивая силуэт. На черном фоне украшения любого цвета кажутся ярче и ближе. На белом фоне все цвета смотрятся нарядными, более чистыми.

К психофизиологическим свойствам цвета можно также отнести одновременный светлотный и хроматический контраст цветов - это кажущееся изменение цвета под влиянием окружающих цветов. На светлом фоне все цвета как бы становятся темнее, на темном - светлее. Действие этих контрастов проявляется тем значительнее, чем больше разница площадей пятна и фона. Если границы пятна и фона будут четкими, действие контраста усилится. «Размытая» граница ослабляет действие контраста. Чем протяженнее граница контраста, тем сильнее его действие.

Любой хроматический цвет на фоне насыщенного цвета либо теряет часть своей насыщенности, либо приобретает или усиливает оттенок цвета, дополнительного к фону. Так, красный на зеленом фоне краснеет, желтый на синем желтеет, следовательно, каштановые волосы у женщины в зеленом костюме будут выглядеть более красными, золотистые - покажутся более желтыми у женщины в синем платье.

Понимание закономерностей отношений цветов дает возможность при необходимости организовать цветовое сочетание прически с костюмом, украшения с формой прически и цветом волос, прически с цветом лица.

В нашей работе, связанной непосредственно с окрашиванием волос, есть свои особенности. В палитре парикмахера нет, например, белой краски. Все разбеленные (пастельные) тона получаются в результате «смешивания» цвета в той или иной степени высветленных (обесцвеченных, выбеленных») волос и малонасыщенных, неинтенсивных хроматических цветов (красок). Однако независимо от специфичности нашей работы, знание основных физических свойств цвета позволяет мастеру получить нужный цвет и создать точный эмоционально-психологический эффект.

Поэт О. Мандельштам в одном из стихотворений сказал, что «красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». «Хищный глазомер» - это умение наблюдать, умение увидеть и понять причины, вызывающие те или иные следствия, умение по-своему использовать эти наблюдения в работе. Знание определенной схемы накручивания не гарантирует получения красивой прически, а сама схема не может быть красивой или некрасивой. Даже незначительное изменение цвета и фактуры (например, использование «Эхотона») влечет за собой хоть маленькое, но изменение характера прически, хоть чуть-чуть, но влияет на выработку отдельных деталей и, следовательно, на весь образ в целом. Вся наша работа и окончательная отделка модели в особенности во многом состоит из этих самых «чуть-чуть». И здесь мастеру может помочь только его художественное чутье, его эстетический вкус.

Мастер с развитым вкусом, вернее со вкусом, способным к развитию, раньше других положительно оценивает то новое, что подсказывает веяние времени. Такой мастер способен среди новых окрашиваний, моделей (деталей) отобрать наиболее перспективные, имеющие основание стать устойчивыми.

Вкусы людей разнообразны. Людям разных возрастов нравятся разные цвета, разные предметы одежды и домашней обстановки, они живут в разном жизненном ритме. Здесь не может быть тождества во вкусах. Вполне закономерно стремление молодежи к большей яркости и контрастности цвета, к броскости формы, к большей эмоциональной выразительности деталей (порой даже утрированной). Не правы те, кто навязывает молодым людям вкусы, вполне оправданные для людей старшего возраста. Но не правы и те молодые люди, которые с непреклонной категоричностью отвергают начисто то, что им не нравится.

Хороший вкус поможет мастеру понять тех и других, поможет даже при использовании одной модели, одной краски (изменяя технологию окрашивания) в первом случае придать прическе яркую нарядность молодости, во-втором - мягкое скромное спокойствие, чаще свойственное людям зрелого возраста.

Хорошая стрижка в современной причёске >>>>