Основные свойства формы

Форма костюма

При создании костюма необходимо знать его назначение и условия пользования им. Костюм должен быть удобен, практичен и красив. Поэтому его форма, конструктивное решение, выбор материалов, отделки и цвета подчиняются основным его функциям: практической и эстетической.

Современный костюм многослоен. Отдельные его части по разному соотносятся друг с другом: одни надеваются на другие, целиком или частично покрывая собою другие (сорочка, жилет, жакет), или же надеваются последовательно одни в продолжение других (сорочка, шорты, гольфы, кеды).

На протяжении определенного отрезка времени костюм обладает устойчивой организацией отдельных частей одежды, обуви, головного убора и дополнений, то есть характеризуется определенной структурой. Внешнее проявление структуры есть форма костюма.

Костюм создается с учетом сложившихся традиций и представлений о способе деятельности и характере поведения человека в определенных условиях. Расширение сферы деятельности человека влечет за собой появление новых специальностей, а это требует разработки новых типов костюма, форма которых должна характеризоваться не только удобством и целесообразностью, но и быть эстетически выразительной, олицетворять собой этот новый вид деятельности человека. Примерами могут служить костюмы космонавта, стюардессы, костюм студенческих строительных отрядов.

Форма костюма становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном ее решении: четкости силуэта, точности пропорциональных отношений частей костюма, ясности ритмического строя деталей, соответствии цветового строя костюма его назначению. Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственный объект, имеющий три измерения.

Форму костюма характеризует его силуэт.

Силуэтом костюма принято называть плоскостное выражение объемной формы, акцентирующее ее особенности. Не случайно смена модных направлений в костюме характеризуется сменой силуэтов. Силуэт костюма зависит от характера линий плеча н становой части изделия, головки рукава, уровня линий талии и низа.

Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

В начале XX века в связи с переходом на индустриальную основу производства одежды и общим упрощением форм в костюме утвердилось три ведущих силуэта: прямой, полуприлегающий и приталенный. А к середине 60-х годов установилось деление силуэта по возрастному признаку: силуэт костюма девушки-подростка, силуэт костюма молодой женщины и силуэт костюма женщины зрелого возраста.

Костюм девушки-подростка, по-спортивному энергичной, отличается динамичностью, «разомкнутостью» силуэта

Костюм молодой женщины лиричный (хотя и спортивная подтянутость этому возрасту также присуща), имеет силуэт изящный, прихотливый или собранный, уравновешенный.

Костюм женщины зрелого возраста сдержанный, элегантный, как правило, отличается пластичной замкнутостью силуэта.

Эстетическое восприятие и выразительность силуэта во многом определяются качеством технической проработки формы костюма. Конструктивная построенность формы определяет характер силуэта. Но возможна и обратная связь - один и тот же силуэт можно в ряде случаев получить разными конструктивными решениями.

Силуэты можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, свободный, расширенный, зауженный книзу) и по виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усеченными вершинами - Х-образный).

По этим признакам можно сопоставлять силуэты, сравнивать формы костюма. За всеми наслоениями отделок, деталей в основных частях костюма всегда можно видеть, если не точно, то, но крайней мере, приблизительно, ту или иную геометрическую форму.

Признаком изменения силуэта является изменение геометрического вида формы, который меняется не только по конфигурации, но и по величине.

Изменение одного элемента формы влечет за собой изменение и других ее элементов. Зрительное восприятие массы формы, ее тяжести будет зависеть не только от изменения размеров отдельных частей формы, но и от степени их заполненности различными линиями, отделками, от цвета и характера рисунка или фактуры ткани, от размеров отдельных деталей.

Соотношение этих характеристик оказывает существенное влияние на восприятие размеров фигуры человека при отклонении их от среднестандартных размеров.

Таким образом, форма костюма характеризуется определенным геометрическим видом, размерами, массой, силуэтом, поверхностью.

Пластические свойства формы