Демисезонные пальто и зимняя одежда

XX век продемонстрировал циклическую сменяемость принципиально противоположных форм - строгих геометризированных и мягких пластических.

Геометризированные формы характерны небольшими четко расчлененными объемами, строгостью конструктивных линий, преобладанием вертикалей и горизонталей в композиции изделия, симметрией частей, метрической расстановкой элементов и деталей формы.

Наиболее типичным для этого решения является пальто прямого силуэта. Его четкая композиционная построенность, выверенность пропорций частей формы и ее деталей, строгий характер отделки, ее количество и расположение позволяют проводить его решение в классическом стиле. Прямое пальто может решаться и в спортивном стиле, тогда для него будут характерны накладные кокетки, карманы, хлястики, пояса, паты, декоративные строчки, укрупненная фурнитура. Для такого пальто характерно также применение тканей с крупным рисунком в клетку, полоску, с диагональным рисунком, тканей с длинным ворсом.

В расширенном пальто, фалды могут ниспадать или быть закрепленными складками или защипами либо стянуты поясом.

Ткани жесткие плотные с укрупненной фактурой и крупным рисунком полос, клеток будут способствовать созданию четкой плоской формы, и тогда укрупненность накладных деталей будет утверждать спортивный характер пальто.

Ткани мелкой фактуры, мягкие, хорошо драпирующиеся, создадут ощущение женственности, подчеркнут пластичность больших объемов. Этому же будет способствовать использование как крупных сложных форм драпированных деталей (воротников, манжет, карманов), так и, наоборот, мелких деталей с изящными линиями. Такой тип пальто мягкой пластичной формы уже с полным правом можно отнести к стилю фантази.

Усилению впечатления геометризированности будет способствовать выбор интенсивных цветовых решений. Пластичность формы будет подчеркиваться цветовой гаммой, основанной на тональном нюансировании, сочетании родственных цветов.

Воплощение этих противоположных художественных задач обеспечивается конструктивным построением и технологическими приемами обработки изделия. В частности, геометризированную форму поможет создать использование таких прокладочных материалов, как бортовка, флизелин, прокламелин и дублирующие материалы. Подкладка обеспечивает снижение трения при надевании верхней одежды и тем самым сохраняет устойчивость формы. Бесподкладочные изделия рассчитываются, как правило, на небольшой срок пользования (быстрее деформируются, чаще подвергаются чистке).

Пальто, зауженное книзу, получают, как и расширенное, на основе пальто прямого силуэта. Заужение осуществляют, начиная от линии бедер, вниз по линиям боковых швов. В верхней части такое пальто, нередко расширяют, подчеркивая этим зауженность внизу. Такое решение позволяет использовать на спинке драпировку, сборки, различные подрезы.

Основные типы покроев одежды, рассмотренные выше, дают возможность на их основе (или методом наколки) получать бесконечные варианты рукавов, форма которых подчиняется основной форме изделия. Рукава могут не только продолжать характер формы самого изделия, но и концентрировать его пластические особенности и усиливать их, становясь композиционным центром изделия.

Теплозащитные функции зимней одежды обеспечиваются правильным формированием по определенным участкам изделия пакета материалов (больший слой утепляющего материала располагается в верхней части спины, груди и плеч). Выбор материала верха определяет эстетическую сторону и практическую целесообразность изделия. Ткани плотные шерстяные и полушерстяные (с высоким ворсом, начесом, буклированные), как правило, должны обладать повышенной ветростойкостью, малой массой, устойчивым переплетением, минимальными усадочностью и растяжением, высокой износостойкостью, искусственный мех - устойчивостью своей основы, минимальной (если не удается избавиться совсем) электризуемостью; натуральный мех должен иметь хорошо обработанную кожевую ткань.

В ассортимент зимней одежды входят пальто и полупальто, жакеты и куртки, жилеты и пелерины. Из меха выполняют дополнения - горжеты, муфты, палантины, шарфы и разнообразные воротники.

Зимней одежде из ткани практически трудно придать форму из-за толщины различных утепляющих прокладок, поэтому она выполняется в прямом и полуприлегающем силуэтах геометризированного и пластического решения. В пределах этих решений композиция зимнего пальто имеет некоторые отличия от демисезонного. Это, прежде всего застежка, которая чаще решается, как двубортная. Кроме утилитарной необходимости в таком ее решении проявляется эстетическая потребность расчленить форму, чтобы облегчить зрительное восприятие увеличенной массы зимнего пальто.

Характер форм меховой одежды зависит от свойств меха и качества его кожевой ткани. Меха классифицируют по длине волоса и его форме: длинноволосые (мех лисы, песца, енота), средневолосые (мех куницы, рыси, соболя, бобра, норки, белки, кролика), завитковые (каракуль, смушка, мерлушка, каракульча).

Пышная фактура меха требует простых и лаконичных форм. Застежку во избежание излишней толщины лучше делать встык на крючках, пришитых к планке из сукна на левый борт. Рукава могут быть втачными или покроя реглан.

Одежда из шкурок с длинным волосом рекомендуется высоким и стройным женщинам.

Возможности создания форм одежды и композиционных решений при использовании шкурок со средней длиной волоса шире. Форма мехового пальто может быть прямой, приталенной, полуприлегающей, расширенной книзу. Допустимо большое разнообразие форм воротников и покроев рукавов, применение различных отделок кожей, замшей или другим видом меха.

Группа меха с низким волосом является самой многообразной среди различных видов меха по фактурным и цветовым особенностям волосяного покрова. В связи с этим композиционные решения моделей различны.

Волосяной покров многих видов меха имеет цветовой рисунок в виде полос и пятен, что необходимо учитывать при выборе формы изделия и при ею раскрое. Различное расположение шкурок в изделии (вертикальное, горизонтальное, диагональное, в «елочку», шахматное) можно использовать для подчеркивания действительного характера формы (расширяющейся или сужающейся) или создания иллюзий (большей вытянутости вверх, расширения, сужения).

Учитывая цвет и характер рисунка шкурки, можно добиваться живописных или графических эффектов в модели. Графичность может быть подчеркнута чередованием полос меха с полосами кожи, замши; отделкой краев изделия полосами кожи, замши, сукна. Используя определенное сочетание шкурок с ярко выраженным цветовым переходом от хребтовой части к боковой, можно создавать интересные цветовые и тональные решения в композиции изделия; располагая шкурки и разных направлениях волосяного покрова, можно получить интересный светлотный эффект.

В создании современной меховой одежды в ряде случаев возможно использование традиционного народного кроя меховой одежды. Так, современный вид меховой одежды спортивного типа - дубленка - создана на основе кроя русской народной одежды.

Большое внимание в настоящее время уделяется производству новых видов искусственного меха из синтетических волокон.

Они создаются на клеевой основе, тканой и прошивной. Эти меха по своему внешнему виду приближаются к натуральным, а по некоторым свойствам (молеустойчивости) превосходят натуральные. Окраска во всевозможные цвета с различными рисунками и фактурой, простота технологического процесса раскроя и изготовления из него зимней одежды, применение в качестве отделки делают искусственный мех интересным материалом для художника-модельера. Благодаря декоративности, легкости, прочности искусственный мех является хорошим материалом для создания моделей спортивного типа. Некоторые виды искусственного меха используются для изготовления нарядных пальто.

К одежде на меховой подкладке относятся куртки, спортивные, повседневные и нарядные пальто. Композиционный строй изделия на меховой подкладке должен быть простым и лаконичным, так как, с одной стороны, сама подкладка является украшением, и потому введение других средств оформления будет лишним, а с другой толщина этой подкладки увеличивает объем формы и исключает введение дополнительных объемных деталей. В качестве основной выбирают ткань прочную, легкую, тонкую, в качестве подкладки используют мех зверьков, шкурки которых имеют мягкую кожевую ткань и густой волосяной покров. В рукава мех не ставят, заменяя его слоем ватина с подкладочной тканью.

При моделировании комбинированной одежды особое значение приобретает соблюдение законов композиции. Чтобы создать красивую комбинированную модель, необходимы правильный подбор фактур и гармония цветов соединяемых материалов, четкость композиции, правильно найденные пропорции соединяемых частей и способ их соединения.

Меховые воротники и отделки очень разнообразны по форме и размерам.

Воротники из длинноволосого меха чаще круглые или имеют форму шали разной длины. Эти воротники делают без стойки, чтобы избежать перелома остевого волоса.

Воротники из коротковолосого меха можно выполнять с высокой и низкой стойкой, со стойкой и вытачками по линии отлета, расклешенные, со сборками, подрезами, с различными линиями отлета.

Меха подбирают по принципу тонального или контрастного сочетания с цветом и фактурой ткани. Удачным является сочетание ткани с зернистой поверхностью (типа букле) и меха с гладкой поверхностью. В этом случае выявляется и подчеркивается красота и ткани, и меха. В сочетании же букле с каракулем мех своим блеском и более объемной зернистой фактурой скрывает эффект зернистой ткани.

Мехом отделывают края изделия - край борта, низ изделия, карманы, манжеты. В зависимости от требований моды мех можно располагать на плечах, груди, могут быть меховыми и рукава. Мех в качестве декоративной отделки может применяться в демисезонной одежде, но тогда используют, как правило, низковолосый мех.

Летние пальто, плащи и костюмы