Масштабность

Положение костюма в пространстве интерьера или городской среды ставит его в зависимость от этого окружения. Существенным фактом связи костюма с окружающей средой является соотношение масштабов форм.

Крупномасштабные сооружения, стремительное движение городского транспорта и общий ритм трудовой жизни определили ведущий характер костюма нашего времени. Рациональность форм, выразительность лаконичного силуэта, звучность декоративных плоскостей, функциональность дополнений сделали костюм небольших объемов «активно работающим» в среде. Этой активности в большой степени способствует крупнофактурная поверхность материалов, четкость конфигураций укрупненных деталей. Изменение пропорциональных отношений частей костюма, его деталей (даже в пределах одного масштаба форм) резко увеличивает выразительность не только выделенной детали, но и костюма в целом.

Если нейтральный цвет мягко вписывается в среду, подчиняя и даже растворяя в ней форму традиционного костюма, то современный и особенно молодежный костюм своим цветовым строем контрастно «работает» на фоне монохромной городской среды.

Звучность чистого яркого цвета и укрупненность лаконичных по форме дополнений (сумки, особенно спортивные, дорожные, хозяйственные, шарфы), деталей и украшений (очки, клипсы, деревянные и пластмассовые бусы, браслеты, ободки для волос); рисунок тканей (клетки на пальтовых тканях, крупномасштабные мотивы растительного рисунка, разбитого пятнами контрастных цветовых и светлотных отношений, на платьевых тканях) и, наконец, цветовая активность обуви и даже головных уборов - все это средства к достижению нового образа в костюме, гармонии частей одежды, дополнений, бижутерии, часто создаваемых так объекты прикладного искусства, к установлению их взаимозависимости, к образованию целостности костюма на основе синтеза всех его частей.

Другим важным средством соизмеримости костюма с новыми масштабами среды является решение форм костюма в плане общей концепции масштабного и пластического решения форм самой среды.

К 70-м годам XX века в костюме получили отражение поиски новых форм, проводимые в дизайне и скульптуре. Отношение к костюму как к пространственной форме, рассматриваемой с различных точек зрения (подготовленное развитием архитектуры и особенно дизайна), заставило художника-модельера относиться к костюму как к завершенной, пластически полноценной форме. Костюм получает скульптурную трактовку. Это проявляется в «космической» символике, в гротескной напряженной форме, в тенденции к соотношению формы костюма с пространством.

Утверждение этого направления связано с именем французского модельера - Андре Куррежа. Он дал возможность дальнейшей интерпретации этой программы уже в связи с реальным пространством интерьера и городского пространства. Эту работу провел Пьер Карден (Франция). Он ввел крупные четкие монументальные формы, развил мотивы геометрического линейного рисунка в пределах объемных форм накидок, сарафанов.

Отношение к костюму как к Пространственной пластической форме, трактуемой крупномасштабно, послужило толчком к разработке новых композиционных схем в решения обуви, сумок и украшений (в них появилась скульптурная, несколько геометризированная пластичность, зримым стало соотношение формы и пространства, исчезла мелочная разработка поверхности, сократилось число деталей, но возросла их выразительность).

Головкой убор в такой системе костюма решается в том же, что и основная форма костюма, пластическом характере, завершая его и составляя с ним единое целое. А отсутствие головного убора как бы способствует мысленному продолжению активных линий костюма в пространство, где можно найти им подобные - увидеть ту же пластику линий в предметной среде.

Форма костюма, осознанная как часть предметной среды, получила средства конкретного с ней соизмерения, связи, наметился путь к достижению гармонии костюма и предметной среды.

Таким образом, масштабность - наиболее общее средство взаимосвязи как отдельных частей костюма между собой, так и костюма в целом с окружающей его средой.

Подход к проектированию костюма с этих позиций является логической основой плодотворного совместного творчества художников всех видов прикладного искусства, работающих над созданием современного костюма.

Отношения и пропорциональные закономерности в организации костюма