Отношения и пропорциональные закономерности в организации костюма

Форма одежды может иметь различные членения, это объясняется зависимостью ее от форм тела человека, характера материала и технологии обработки изделия, назначения, требований, предъявляемых к данному виду одежды (например, соответствие модным тенденциям).

При восприятии одежды в целом мы сопоставляем одни ее части с другими. Сопоставлять, сравнивать можно линейные величины, площади и объемы, характеристики фактур материалов, величину цветовых пятен.

Результат сравнения двух однородных величин и есть отношение. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство (равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета). Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, ибо многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление, притупляет восприятие.

Небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете свидетельствуют о нюансных отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение.

Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах, фактурах, цвете называется контрастным отношением. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, еще не разрушенной различиями.

Острая выразительность контрастных отношений требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей. Нюансные отношения могут привести к вялости, невыразительности. Поэтому чаще пользуются сочетанием контрастных и нюансных отношений, то есть одни свойства формы противопоставляются своими контрастными отношениями, другие развивают это начало, но не в такой степени выразительности, а следующие уже подчиняются первым своей уравновешенностью и, наконец, фоном будут звучать нюансные отношения тех свойств, которые играют подчиненную роль в данном костюме. Таким образом, полифоническая стройность в звучании различных свойств формы достигается их умелой согласованностью. Основным средством здесь будет определение соотношения частей.

В организации костюма используют пропорции простые арифметические и сложные геометрические. Арифметические пропорции строятся на отношении целых чисел (основаны на модульности - повторении - одной и той же величины).

В 30-40-х годах XX века существовала верхняя одежда типа пыльника, которая называлась труакар (видоизмененное от французского trois quatre) - три четверти всей длины костюма (на 1/4 была видна юбка). Поиски модельерами гармоничных пропорций в костюме зафиксировали в нашей памяти пальто длиной 7/8, рукав 8/4, юбки минимальной длины, составляющие 1/3 всей длины одежды (2/3 длины составлял свитер или блузка).

Геометрические пропорции получают из геометрических фигур. Отношение определенных элементов в них выражается иррациональными отношениями - отношениями дробных чисел. Графическое построение геометрических фигур, дающих художественно ценные пропорции, производится довольно просто:

1)отношение диагонали квадрата к его стороне

а : b = 1 : √2 = 1 : 1,42;

2) отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания

а : b - 1 : √3 = 1:1,74;

3) геометрическая пропорция, называемая «золотым сечением», получается при делении отрезка прямой на неравные части таким образом, чтобы большая ее часть относилась к меньшей так же, как целое относится к большему.

b : а = 1,62 : 1.

Пропорции «золотого сечения» могут образовать математический ряд иррациональных чисел, который для простоты выражается рядом целых чисел (ряд Фибоначчи). Цифры этого ряда - 3, 5, 8, 13, 21, 34, 56 - образуются как сумма двух предыдущих чисел, а отношения каждой пары - 3/5, 5/8, 8/13, 13/21 - близки к отношению «золотого сечения».

В костюме пропорционированию подвергают форму по всем ее свойствам, то есть определяют соотношение не только размеров деталей, но и площадей фактуры, цвета, декоративных и отделочных элементов.

Выбор тех или иных пропорциональных отношений обусловливается функциональными и эстетическими требованиями, которым должно отвечать изделие. Поэтому не может быть какой-то пропорции, одинаково хорошей во всех случаях.

Использование пропорциональных соотношений является активным средством получения целостной формы, так как создает твердую соразмерность отдельных линейных и объемных частей изделия.

Ритмические закономерности в организации костюма