Одежда для детей дошкольного возраста

В этот период жизни ребенка складываются первые понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть закрепляются нравственные основы, начинают формироваться черты характера. Все окружающее, и в том числе игрушки, одежда, привлекает внимание дошкольника, жизнь ставит перед ним «сто тысяч почему», на которые он жадно ищет ответ.

Активный физиологический рост ребенка продолжается. К четырехлетнему возрасту oн становится стройнее: ноги удлиняются, грудная клетка становится более плоской и широкой, выпуклость живота уменьшается. Пропорции теперь иные: отношение высоты головы к росту составляет 1 : 5 или 1 :5,5.

Ассортимент одежды в основном остается прежним, по характер членения изделий немного меняется. В платьях с небольшими кокетками по низу можно давать полосу оборки, плиссе или складки. В летних платьях вырез горловину делают несколько свободнее, а форму воротников разнообразнее. Появляется возможность удлинить кокетку и от нее расширить юбку за счет сборок или складок. Это помогает скрыть все еще выпуклый живот и обозначить талию.

Основные формы одежды - трапециевидная и прямая. Трапециевидная форма приобретает конкретное силуэтное выражение - А-образное и Д-образное. Конструктивно это решается завышением линии талии в первой форме и занижением во второй. Последнее решение характерно для матросок. В костюме прямой формы для мальчиков также приемлемо завышенное членение, что создается, например, верхней линией нагрудной части полукомбинезона относительно заправленной в него рубашечки.

В целях поощрения самостоятельности детей в пользовании своей одеждой следует предусмотреть удобное решение застежки. Она должна располагаться спереди, неуверенные детские пальчики должны легко находить пуговицы удобной величины. Их должно быть в изделии немного. Если изделие не имеет застежки, следует обозначать перед красочным рисунком, аппликацией, вышивкой.

Активное общение со сверстниками на игровой площадке или в детском саду, новые игры, катание на лыжах, санях, коньках требуют пополнения гардероба дошкольника спортивными куртками, брюками, фартуками рабочего или декоративного типа, фартуками-халатами.

Одежда в этот период приучает ребенка к чистоте и опрятности. Этому служат белые воротники, нарядные белые столовые фартуки («в белом фартуке больше морали, чем в долгих наставлениях взрослых»). А в остальном одежда детей дошкольного возраста яркая, декоративная, мягких свободных форм. Организованная в комплекты, она дает возможность разумным количеством изделий обеспечить все потребности утилитарного и образно-выразительного плана.

Любимое украшение одежды детей этого возраста - аппликация.

Аппликация в обобщенно-изобразительной форме выразительными средствами фактур и цвета различных материалов дает ребенку радость узнавания близких и понятных ему зверушек, цветов и плодов. Аппликации могут нести и функциональную нагрузку - быть карманом. Для этого должна избираться наиболее обобщенная форма предметов - круг, квадрат, прямоугольник (например, карман в виде аппликации яблока, в виде кузова забавного автомобиля).

Дети в этом возрасте очень подвижны, любознательны. Жажда познания окружающего мира удовлетворяется пока еще поверхностным знакомством; их сознательные усилия еще кратковременны. Однообразность действий утомляет детей. Они с увлечением играют в течение дня, но игры должны меняться. Эта черта возраста должна учитываться при решении образной выразительности костюма путем обращения к миру игры, любимых сказок, героев детской литературы. Не доводя характер бытовой костюма до театрально-карнавального ограничиваясь лишь небольшими элементами, используя украшения, аппликации, можно получить решения, где ассоциативно угадывается прообраз. Это может быть «Мальчиш-Кибальчиш», «Чипполипо», «Шпунтик и Винтик», «Синеглазка», а могут быть образы космонавта, капитана, пограничника, шофера, летчика, врача, учителя, так любимые детьми. 0ни с удовольствием играют в них. И одежда неназойливо, намеком могла бы помочь им в развитии их фантазии.

Следует считать неправильным увлечение одевать маленьких детей в длинные нарядные платья (без всякого на то специального повода). Такая одежда несвойственна образу жизни и мироощущению детей. Она намеренно делает ребенка объектом всеобщего внимания, подчеркивает его ничем неоправданную исключительность, способствуя тем самым развитию жеманства, капризности, манерности. Такое воспитание (осужденное еще гуманистами XVI века) глушит истинные ценности возраста - жажду все узнать и суметь сделать своими руками.

Другим источником в создании активной радостной атмосферы детского бытия может явиться обращение к природе, народному искусству. Сочность цвета, ясность пропорциональных отношений, выразительность отделок и даже элементы кроя могут вдохновлять на решение функциональной и красивой одежды в национальном колорите. Помимо своего эмоционального звучания она будет выполнять и воспитательную роль - приобщать ребенка к пониманию традиций народного искусства.

Одежда для детей младшего школьного возраста