Одежда для детей младшего школьного возраста

С приходом в школу у детей появляются новые обязанности, занятия, новый распорядок дня. Здесь они приобретают навыки сознательного и планомерного усвоения знаний, приобщаются к жизни в новом коллективе. Уважение к школьной жизни воспитывается у начинающих школьников через бережное отношение к учебникам и тетрадям, к школьной форме.

Гардероб школьника существенно меняется, происходит четкое определение изделий по назначению: кроме школьной формы появляются спортивные костюмы для занятий на стадионе и в спортзале, рабочие фартуки или халаты для трудовых занятий, одежда для занятий и игр дома, нарядная одежда. В таком многообразии вещей ребенок должен ориентироваться. Здесь ему окажет помощь решение одежды в комплектах по назначению.

В возрасте 8-10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры вследствие уменьшения интенсивности роста, ребенок «мужает»; развивается костная основа, укрепляется мускулатура, фигура становится стройнее за счет удлинения ног, выпуклость живота исчезает, намечается талия. Пропорции фигуры к 10 годам жизни меняются: высота головы относится к длине всего тела как 1 : 6 или 1 : 6,5.

Основные силуэты одежды для девочек 7-8 лет - прямой и расширенный от линии талии, а 9-10 .лет - полуприлегающий. Конструктивные членения разнообразны. Платья для девочек 7-8 лет лучше решать с завышенной линией талии, но близко к ее естественному положению. У девочек 9-11 лет платья полуприлегающего силуэта расширяются книзу различными средствами. Платье может быть и отрезным по линии талии, его вариантом может быть решение платья цельнокроеного спереди и отрезного по линии талии сзади и сбоку. В прямом силуэте (чаще двухчастное решение) низ джемпера или блузки спускается несколько ниже линии талии. В платьях на этой линии располагают клапаны, карманы, планки, хлястики.

Основные силуэты одежды для мальчиков 7-8 лет - свободный и полу прилегающий; для мальчиков 9-11 лет характерен также прямой силуэт одежды, но ведущим становится полуприлегающий. В этом силуэте решают куртки, пальто, а прямой силуэт приближают к полуприлегающему, располагая по низу курток и рубашечек притачные пояса, защипы, вытачки.

Дети в этом возрасте с удовольствием проводят свободное время в спортивных играх во дворе, катаются на коньках, санках, лыжах, поэтому общий стиль одежды - спортивный (исключение могут составлять нарядные костюмы, домашняя одежда).

Это определяет возможность широкого использования кокеток, погончиков, накладных карманов, клапанов, хлястиков, выразительной фурнитуры.

Младшие школьники в общественной жизни школы - это октябрята. В форме игры они приобщаются к общественно-полезным делам. На праздниках птиц, книжкиной недели, урожая, спортивных праздниках октябрята не столько участвуют в больших школьных делах (они к этому еще только готовятся), сколько являются костюмированными участниками собственно праздника, то есть ощущают себя в необычном (после долгих трудовых школьных будней) праздничном костюме. Это одно из средств снятия психологического напряжения, дающего возможность им поиграть, отдохнуть.

Образная выразительность повседневной одежды, приобретшей в значительной степени унифицированный характер, должна строиться в чисто спортивных или спортивного характера комплектах, в правильных пропорциях, четких светлотных и цветовых отношениях.

Источником образного решения нарядной домашней и повседневной одежды может служить народная одежда. Использование или интерпретация цветового строя народного костюма - наиболее верное средство сделать костюм интересным; можно использовать также отдельные элементы кроя и характерные фактуры (типа домотканых) материалов. Девочки, приобщаясь к рукоделию, могут связать (под руководством) пестрый цветной шарфик, маленький жилет, вышить на блузке небольшой букетик или узор посложнее, или нанизать на нитку забавные бусы из зерен. Но для всего этого нужны грамотные предложения художников-модельеров.

Одежда для детей старшего школьного возраста