Принципы художественной организации изделия

Основу современной повседневной одежды составляют швейные и трикотажные изделия массового производства. Их диапазон достаточно широк по назначению, художественно-образному и технологическому решениям. Основные принципы художественной организации промышленных изделий закладываются в процессе их проектирования.

Выбор средств композиционной организации изделий определяется их назначением, которое в свою очередь определяет пространственную организацию изделия - его структуру. Структура будет симметрична, если изделие предназначено для повседневной носки в обычных трудовых условиях (ибо симметричность тела человека определяет и симметрию его движений).

Структура изделия может быть асимметрична, если оно предназначено для нестандартных ситуаций в жизни человека, где его движения не связаны однообразием ритма производственных циклов. Назначение изделия определяет и масштаб его частей, а также и пропорциональные соотношения этих частей (конкретный вид пропорциональных отношений). Предполагаемый способ использования изделия определяет и характер более мелких элементов и деталей, вид застежки, отделки, а это подвергается уже ритмической организации.

Чтобы изделие выстроилось как целостное произведение рук человеческих, очень важно провести единую композиционную мысль. «Например, если блузка имеет манжеты, воротник, клапаны карманов, их углы лучше сделать одинаковыми, ширину пропорционально выверенной, а линии этих деталей если неодинаковыми, то подобными или одного характера кривизны.

Решение деталей по принципам тождества и подобия приводит к стилистической чистоте, целостности изделия. То же относится и к отделкам. В изделии используют, как правило, один вид отделки (вышивка, цветной кант). Применение двух или более видов отделки требует тонкой согласованности характера этих материалов и композиционной продуманности изделия в целом, то есть чередования этих материалов в определенном ритме или равновесного их расположения по всему изделию.

Возможны и контрастные решения композиции изделия. Контраст - это неожиданность, острота, броскость. Такие решения уместнее в изделиях неординарных, назначение которых обратить внимание на своего обладателя. В этом случае весь композиционный строй изделия (пропорции, ритм, пластика линий) должен быть подчинен контрастному завершению композиции.

Композиция «самостоятельного» изделия отличается от композиции изделия, входящего в систему комплекта или ансамбля, своей насыщенностью, пропорционально и ритмически продуманной расчлененностью.

Композиция изделий, входящих в систему комплекта или ансамбля, зависит от той значимости, которая отведена ему в общем строе данной системы. При главенствующей, ведущей, роли композиция изделия может быть сложной, насыщенной элементами, при выполнении подчиненной роли - простой или незавершенной и даже никакой.

Разработка серии изделий на одной базовой форме