Разработка серии изделий на одной базовой форме

Изделия промышленного производства приносят человеку удовлетворение своим технологическим совершенством изготовления и разнообразием трактовки модных тенденций.

Проектированию изделий массового производства предшествует разработка так называемой базовой формы, в основе которой заложена структура, исходная для всех последующих ее вариаций. Она основывается на имеющихся достижениях и должна быть ориентирована на возможности перспективной техники и технологии, включать использование стандартизированных узлов и унифицированных деталей. Но главное - базовая форма должна разрабатываться с учетом модного направления в развитии одежды. В конструкцию базовой формы закладываются новые прибавки и линии, обеспечивающие необходимое распределение объема становой части, особенности линии плеча (меру приподнятости или приспущенности, покатости или спрямленности), форму и объем рукава, общую расширенность или обуженность и длину изделия. Такая конструкция является эталоном.

Разработка изделий из конкретного материала будет ориентирована на базовую форму, а в построении конструкции будут учтены особенности материала, поэтому прибавки и характер линий несколько скорректируются.

На этом уровне и открывается возможность разработки серии изделий (или «семейства» моделей) по одной конструктивной основе. При этом изделия одной серии проектируются из одного или близких по пластическим свойствам и техническим параметрам (толщина, плотность, ширина) материалов.

И еще одно условие следует соблюдать при разработке серии изделий. Так как конструкция изделий одной серии будет для них едина, а сами модели должны быть все-таки разными, целесообразнее выбирать более спокойное решение силуэта и относительно несложные конструктивные решения, поскольку основным приемом разнообразия моделей будет использование, прежде всего, накладных и съемных деталей (на изделии сложной конструкции расположение деталей будет затруднено невыгодным пересечением линий, наложением швов).

Далее работа художника сосредоточивается на поиске базовой модели; для этого им используются законы композиции (пропорциональные отношения, ритм, симметрия), а также ее средства (пластическая проработка формы и силуэта, продуманное использование характеристик материала - цвета, рисунка или фактуры, акцентирование определенных частей формы). Автор отрабатывает модель, имея в виду возможность варьирования не только отдельными накладными или съемными деталями (карманы, воротники, пояса, хлястики), но и различного решения узлами и даже частями изделия.

Так, рукав может быть длинным, 7/8, 3/4 или совсем коротким, при отрезном по талии решении платья юбка может иметь разную длину в пределах возможных решений модного направления, а главное данного типа изделия.

Конструктивные узлы (пройма - головка рукава, горловина - воротник, линия талии - верхний край юбки) могут быть решены в нескольких вариантах. Например, в изделиях с одной и той же проймой могут быть использованы разные головки рукава - с вытачками, сборками, «крылышко»; для одной и той же формы горловины могут быть использованы воротники с разной линией отлета; юбки от линии кокетки могут быть и в сборку, и в складку разной ширины.

Во всех случаях критерием будет пропорциональная соразмерность частей, ясность ритмического строя деталей и элементов, стилистическая однородность всех составляющих и соответствие всего композиционного строя характеру материала. Параллельно решаются задачи производственного характера: модели должны быть технологичными и экономически выгодными производству.

Опираясь на базовую форму как исходную для решения вариационного ряда изделий (с учетом размеров, полнотных групп, фактуры и цвета материалов, отделок, фурнитуры), мы можем решать целый комплекс проблем: не только заложить на стадии проектирования соответствие продукции модным тенденциям, но и наладить выпуск основных и вспомогательных материалов, соответствующих требованиям реализации изделий модных структур; обеспечить производительное использование оборудования на предприятиях, а также обеспечить стилевую связь фурнитуры и галантереи с основными формами костюма.

Комплектная организация одежды