Симметрия в организации костюма

Развитие за последние десятилетия теории и практики художественного проектирования костюма дает основание рассмотреть с новых позиций некоторые вопросы, связанные с его организацией.

Отношение к костюму как к системе взаимосвязанных частей одежды, обуви, головных уборов и дополнений позволяет пользоваться понятием «костюм» как характеристикой определенного отрезка времени или целого периода (например, костюм Древнего Египта, Древней Греции, европейского средневековья, костюм отдельных десятилетий XX века).

При изучении истории костюма в нашем сознании откладывается достаточно полное представление о костюме данного периода. Этот образ выстраивается на основе обобщения характеристик, полученных при анализе многочисленного иллюстративного материала, то есть выстраивается образ типичного костюма каждого периода.

Но обобщение можно провести и дальше, если отвлечься от конкретных особенностей - цвета, материала, отделок, а форму геометризировать. На этом уровне обобщения получают пространственную структуру формы, в которой ясно прочитывается взаимосвязь отдельных ее объемов; если иметь в виду, что костюм - это форма, развитая в пространстве, то его структура также пространственная.

Костюм «живет» в пространстве благодаря возможностям или характерным особенностям человека: тем или иным способом держаться (его осанка) и двигаться в нем (при движении раскрывается в пространстве его многослойность - развеваются юбки и рукава, концы шарфов и косынок), способом жестикулировать (пластический жест может последовательно подчеркивать пластичность отдельных частей рукава и костюма в целом или, наоборот, тот же пластичный жест может противоречить характеру костюма, если он построен на геометрически контрастных формах).

Таким образом, костюм неотделим от человека, и рассматривая костюм на структурном уровне (на уровне его принципиальной построенности), мы всегда имеем в виду и человека, на которого он надет.

Структура костюма имеет ось, как бы проходящую в области позвоночника человека. Характер изогнутости позвоночника определяет осанку. Известны определенные типы людей по осанке: нормально сложенные, сутулые и перегибистые. Но существует и «модная осанка», что является основным условием того, как «выглядит костюм» (характерна модная осанка женской фигуры стиля модерн).

Рассматривая структуру костюма, можно говорить о том, что она состоит из стабильных и мобильных элементов. К стабильным элементам относятся основные части цельной формы - лиф, юбка, рукава. К мобильным (быстро меняющимся) элементам относятся детали костюма (воротники, карманы), дополнения (сумка, трость), головные уборы, обувь.

Формы костюма, обладающие общей структурой, будут объединяться общностью стабильных элементов, а разнообразие мобильных элементов придает им индивидуальность, определяет их конкретность.

Стабильные элементы, соединяясь между собой, входят в определенные отношения по величине, а располагаясь относительно оси структуры, образовывают определенный вид симметрии.

Под симметрией понимается принцип организации структуры формы. Наиболее полно вопросы симметрии изучены в кристаллографии советским ученым А. В. Шубниковым. Однородные проявления симметрии объединены в группы.

Для характеристики форм костюма наиболее приемлемы следующие группы: классическая, подобия, афинная и криволинейная.

В классической симметрии все точки одной формы соответствуют точкам другой формы относительно оси симметрии, при этом метрические свойства формы, (длина отрезков, углы между ними) остаются неизменными.

Классическая симметрия проявляется в трех видах: зеркальной, или осевой, а также поворотном и совместимом равенствах.

В симметрии подобия рассматриваются формы не только действительно равные, но и все формы той же конфигурации, но большего или меньшего масштаба.

Симметрия подобия проявляется в двух видах: параллельном и спиральном движении.

Симметрия подобия параллельного движения заключается в переносе всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба. По этому принципу сделаны матрешки, собирающиеся одна в другую.

Симметрия подобия спирального движения заключается в последовательном (на определенный угол) повороте форм относительно оси поворота с одновременным увеличением или уменьшением масштаба. В костюме винтовая симметрия проявляется в распределении драпировки платья, ремешков обуви, в характере причесок.

В афинной симметрии рассматриваются аналогичные формы, но претерпевшие однородные деформации. Афинная симметрия проявляется в трех видах: растяжения, сжатия и сдвига.

При растяжении форма увеличивается в заданном направлении. В процессе развития моды это преобразование становится явным, когда новая форма начинает разрастаться сверху вниз, постепенно заполняя свой следующий конструктивный пояс, то есть все более удлиняясь. При сжатии форма уменьшается в заданном направлении (сжатие - операция, противоположная растяжению).

В развитии моды процесс растяжения формы проходит поступательно от небольшой к объемной посредством накопления элементов увеличения объема, перерождаясь затем в процесс сжатия формы.

Под сдвигом понимается такое изменение форм, при котором плоскость основания остается неизменной, вертикальная ось принимает наклонное положение, а окружности превращаются в эллипсы, то есть объем формы остается постоянным, а его пластическая выразительность изменяется. В костюме это относится к положению фигуры в пространстве - к ее модной осанке.

Таким образом, в афинной группе симметрии в отличие от групп симметрии классической и подобия следует рассматривать целый ряд аналогичных костюмов, в которых проходит развитие той или иной модной тенденции во времени.

В криволинейной симметрии рассматриваются формы, полученные от исходной вертикальной путем операций сдавливания, изгиба, «слома» и кручения. В результате такого преобразования оси и плоскости исходного варианта превращаются в кривые линии и поверхности.

Сдавливание форм можно рассматривать как принудительную деформацию исходного варианта, которая может производиться самыми различными способами. Наиболее характерным для костюма является затягивание талии. Это особенно характерно для моды XIX века.

Изгиб формы может быть произведен в одном и в нескольких направлениях. В костюме изгибы осуществляются вследствие движений фигуры в профильной плоскости - характерный абрис силуэта костюма эпохи готики, стиля модерн - так называемые S-образные силуэты. В зависимости от степени изгиба оси соответственно меняется силуэтная пластика форм одежды.

«Слом» формы может быть получен при условии «слома» вертикальной оси в одном или нескольких направлениях. В костюме это проявляется как раздробленность формы воланами, оборками, разрушающими монолитность формы или как резкое изменение силуэтной формы. Такая симметрия характерна для костюма 40-50-х годов XIX века.

Кручение формы может быть получено при соответствующем движении, деформирующем форму. В костюме это ярче всего проявилось в стиле модерн и достигалось изгибом фигуры в области талии с одновременным поворотом грудной клетки и головы в сторону опущенного плеча. Этот эффект усиливается расположением шарфов, палантинов, шлейфов.

Криволинейная группа симметрии характеризует периоды в развитии костюма, известные своей искусственностью (каркасные конструкции, деформация пропорций фигуры человека), напряженностью, когда спокойных средств оказывается недостаточно для выражения состояний.

Таким образом, для устоявшихся спокойных периодов в развитии костюма наиболее приемлемы в проектировании единичных изделий группы симметрии классическая и подобия, группа афинной симметрии может использоваться как средство стратегического планирования модного ассортимента при прогнозировании форм одежды.

Понятие «асимметрия» означает сложную зависимость в пространственной организации элементов формы, отсутствие простых видов симметрии. В частности, асимметричная композиция требует соблюдения пропорций сравниваемых величин. Организация таких композиций зависит от смены размеров ритма, направлений ритмического развития. Учитывая, что костюм связан с фигурой человека (симметричной в общем виде), его асимметричное композиционное решение приобретает особую активность.

Неяркое проявление асимметрии будет означать ее использование по небольшому количеству или даже одному свойству формы. Практически такие композиции решаются на проявлении асимметрии внутри симметрии.

Например, строгая симметричная конструкция платья, выполненная из ткани с асимметричными цветовыми полосами, еще не будет заявлять о себе как нечто необычное, но, если расположить асимметрично карманы или клапаны, использовать в качестве дополнения сумку яркого цвета и шейный платок, созвучный по цвету с платьем, повязав его так, чтобы длинный конец был эффектно наброшен на плечо, то общий строй костюма будет звучать уже как явно асимметричный.

Гармония асимметрии раскрывается постепенно. Она требует хорошо развитой интуиции и тонкого чувства композиционной целостности и основывается на сложном соотношении закономерностей, в совокупности приводящих к композиционному равновесию.

Цвет в организации костюма