Виды и форма демисезонной и зимней одежды

Составляя с внутренними слоями одежды функциональное целое, изделия верхнего слоя должны согласовываться с ними по объему, массе, размерам, в стилевом решении, силуэте и материалах; при этом необходимо также учитывать особенности фигуры человека и тип его лица.

Как правило, пальто и плащи используются гораздо дольше, чем следующий за ними внутренний слой одежды - платье. Поэтому они имеют сдержанное решение, требующее особой продуманности композиционного строя и не допускающее ничего лишнего, случайного.

Верхняя одежда решается в классическом, спортивном стилях и стиле фантази.

В соответствии с выполняемыми защитными функциями изделия верхнего слоя одежды подразделяются по сезонам на зимнюю, летнюю, демисезонную и всесезонную. Существуют виды одежды, которые используются только в определенное время года: зимой - шубы, манто; летом - летние пальто, пыльники. Гораздо больше видов одежды используется в течение двух-трех сезонов: это плащи (осенью, весной, летом), демисезонные пальто и полупальто, а также куртки весенне-летние или осенне-зимние в зависимости от качества утепляющей прокладки, костюмы весенние, осенние и летние, состоящие из двух-трех частей.

Поиски образных решений в костюме XX веке продемонстрировали широкие возможности в создании разнообразных форм верхней одежды. Форму верхней одежды характеризовал не только различный геометрический вид (прямоугольный, трапециевидный, овальный и двух треугольников, сопряженных усеченными вершинами). Смена модных направлений диктовала различное распределение объемов по переду и спинке, разную наполненность оката и низа рукава, а при плотном прилегании изделия в области талии большую или меньшую объемность верхней или нижней части изделия.

В верхней одежде мода корректирует, прежде всего, силуэт, наполненность отдельных частей формы, цвет и структуру материалов. Характер использования деталей и фурнитуры достаточно сдержанный, подчиняется общему композиционному строю. Исключение составляют те случаи, когда именно детали и фурнитура становятся в моде актуальными и своими размерами, конфигурацией, расположением и количеством обращают на себя внимание.

Все разнообразие форм верхнего слоя одежды развивается в основных силуэтах: прямом, приталенном, полу прилегающем и расширенном. Одежду характеризует также покрой - тип конструкции изделий, определяемый строением рукава и проймы. Различают покрои изделий с втачными рукавами, реглан, цельнокроеными и комбинированными. По количеству соединительных швов различают рукава одно-, двух- и трехшовные и с большим количеством швов.

Покрой изделия с втачными рукавами считают классическим, так как он участвует в формировании костюма любого модного направления. Изделия с втачными рукавами могут быть прямого, приталенного, полуприлегающего и расширенного силуэтов.

В изделиях с рукавами покроя реглан плечевая часть является продолжением оката рукава. Пройма такого изделия по сравнению с проймой изделия с втачными рукавами делается несколько глубже.

Покрой реглан используется в одежде свободных форм, в основном в изделиях прямого силуэта, реже полуприлегающего и приталенного.

Цельнокроеный рукав удобен для создания плавной покатой или мягкой округлой формы плеча. Использование цельнокроеного рукава делает формы одежды более пластичными; мягкие заломы в области проймы со стороны полочки и спинки составляют особую прелесть изделий.

Характеристика силуэта в каждом модном направлении конкретна и включает характеристику не только покроя, но и конструктивных линий, формирующих изделие.

На силуэт верхней одежды влияет высота плеч. Уровень плеч может быть естественным, повышенным или пониженным. Естественный уровень плеч характеризуется облеганием плечевого ската. Повышенный уровень плеч можно получить, используя плечевые накладки или оформляя плечевой срез вогнутой линией, приподнятой у среза проймы.

Объемная форма плечевого пояса достигается с помощью плечевых накладок-подплечников. При соответствующей форме подплечников можно получать горизонтально развернутые плечи или мягко оплавленные, имеющие решающее значение в создании изделий овального силуэта. Пониженный уровень плеч достигают удлинением плечевого шва.

Форма плеч влияет на оформление линии проймы.

Объем изделия определяется припуском на свободное облегание. Глубина проймы изменяется с изменением объема изделия. Так, с уменьшением объема изделия появляется необходимость в уменьшении глубины проймы, что придает изделию большую стройность, и, наоборот, при больших объемах и мягких формах изделия глубина проймы увеличивается.

Линию талии оформляют по-разному в зависимости от силуэта изделия. В прилегающем силуэте линия талии выделена четко. Особенностью полуприлегающего силуэта является текучая форма, не выявляющая, а лишь слегка отмечающая линию талии, которая может быть на естественном месте, повышенной или пониженной. Отрезную линию талии оформляют прямыми, кривыми или ломаными линиями.

Получение отдельных силуэтных форм изделий связано с линией бедер. Так, в изделиях небольшого объема с прямой юбкой от линии бедер начинается расширение или заужение формы путем особого оформления боковых срезов или введения дополнительных швов или рельефов.

Линия низа изделия является завершающей в силуэте. По этой линии определяется ширина изделия относительно линии бедер - изделия могут быть прямыми, зауженными книзу или расширенными.

Для формирования силуэта положение боковых швов и рельефов небезразлично. Так, для получения овальных форм одежды (если смотреть сверху) боковые швы располагают идущими от середины проймы. Введение рельефов, проходящих на полотках через выступающие точки грудных желез, а на спинке через наиболее выступающие точки лопаток, усиливает впечатление овальности формы. Смещение рельефов спинки и полочки от центра к боковым срезам ведет к зрительному уплощению этих деталей.

Средний шов спинки может нести и конструктивную, и чисто декоративную нагрузку. Когда мода заостряет внимание на профильном силуэте, средний шов в изделиях приталенного силуэта подчеркивает на всем своем протяжении красивый плавный изгиб спины. В предлагаемых модой вариантах одежды со свободной «летящей» спинкой (в случае косого кроя) средний шов используют для активного расширения формы изделия.

Использование складок вносит в конструктивный строй формы четкость и строгость в спокойном состоянии, но в движении складки и фалды игрой светотени придают одежде особую живописность.

Основными горизонтальными формообразующими элементами одежды являются кокетки, втачные пояса, горизонтальные подрезы. Введение этих элементов зрительно расширяет силуэты, создавая иллюзию устойчивости, равновесия.

Карманы, клапаны, листочки в процессе развития костюма играют различную роль. Мода то стремится подчеркнуть их функциональность, то позволяет решать с их помощью чисто декоративные задачи. Детали подразделяются на плоские, слитые с формой (выполняют роль орнамента на плоскости) и объемные, увеличивающие рельеф формы, ее массу (выполняют роль активных элементов формы).

В верхней одежде наиболее целесообразно располагать застежку по центру переда (реже со смещением в сторону при асимметричной конструкции). В композиции пальто застежка играет ведущую, организующую роль, являясь также активным декоративным элементом. Когда идея модной непринужденности в одежде приводит к использованию народного принципа запахивания, появляются пальто и полупальто без застежки. Форма сдерживается в таком случае поясом, плотно охватывающим талию или бедра.

Выбор той или иной формы воротника связан с созданием определенной формы одежды, ее силуэтной выразительности. Как правило, объемным изделиям соответствуют широкие воротники с увеличенной по высоте стойкой (по принципу контрастного решения воротника может не быть, тогда необходимо другими средствами обеспечить композиционное равновесие формы). Изделия малых объемов требуют, как правило, воротников небольших размеров (но по принципу контраста может быть и крупный воротник, тогда его размеры следует точно выверить, иначе он «задавит» изделие). Вид застежки и форма воротника определяются назначением изделия.

Демисезонные пальто и зимняя одежда