Зрительные иллюзии

Костюм воспринимается только на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерой поведения.

Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркивать желаемые формы и замаскировывать невыгодные. Так, узкую грудь скроют расширенные рукава, объемный лиф, низкие кокетки, большие воротники, банты, в костюме на худую высокую фигуру вводят дополнительные поперечные членения или полосы, а короткие ноги «маскируют» длиной платья, высокой линией талии, высокими каблуками.

При исправлении более серьезных недостатков фигуры следует использовать зрительные иллюзии, то есть оптический обман. Этими зрительными иллюзиями нельзя пренебрегать, так как они могут вызвать нежелательные явления в костюме.

Под зрительной иллюзией следует понимать непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, с общей совокупностью наших знаний о нем.

Иллюзии широко используют художники в живописи. Так, Микеланджело, изображая сцены из священного писания в Ватикане, умышленно деформировал фигуры, чтобы смотрящим снизу они казались более реальными. Широко использовали деформацию фигур художники Эль Греко, А. Модильяни, П. Пикассо, чтобы достичь наибольшего выражения содержания картин.

Таким образом, в целом ряде случаев оптические искажения (зрительные иллюзии) существенно влияют на эстетическое восприятие. Однако оптические искажения сами по себе не несут эстетики, а являются инструментом, с помощью которого можно усилить влияние других эстетических элементов, то есть они играют вспомогательную роль.

Иллюзии не на всех людей действуют в равной степени: на одних людей они действуют очень активно и могут «разубедить» даже в знаниях этого предмета, а на других оказывают слабое действие.

Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами. Всего существует три типа иллюзий:

  • физические, возникающие вследствие отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая);
  • физиологические, зависящие от устройства нашего глаза (разная чувствительность глаза для разных мест зрительного поля);
  • психологические, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, влияние прошлого опыта.

К костюму имеют отношение второй и третий типы иллюзий, которые связаны с восприятием цвета, направлений линий, углов, размеров, форм, площадей, переоценки расстояний.

Особенно сильно иллюзии проявляются при восприятии цветовых сочетаний.

Различная кривизна поверхности может ослаблять или усиливать восприятие цвета. Поверхности вогнутые, кривые могут собирать цвет и сгущать его на этих участках, формы выпуклые могут ослаблять цвет на отдельных участках. Это связано с изменением освещенности участков вследствие различного положения их относительно направления лучей света. Поэтому один и тот же цвет на разных участках изделия выглядит по-разному и трудно установить его локальность, хотя мы привыкли определять цвет предмета по его локальности.

Глаз может улавливать тончайшие переходы цвета в зависимости от расположения предмета и источника освещения; он может различать виды материалов по их светоотражающей и поглощающей способности: цвета бархатных, ворсовых материалов кажутся более насыщенными, чем цвета материалов прозрачных или с блестящей поверхностью. Одним из самых ярких проявлений иллюзии цвета является краевой контраст, возникающий на границе сопоставления двух контрастных цветов (ахроматического и хроматического).

Цвет неотделим от формы, силуэта предмета. Поскольку форма костюма представляет собой сочетание геометрических объемов, особое значение приобретают оптические иллюзии.

Два равных квадрата - черный и белый - по величине кажутся разными. Если те же квадраты расчленить вертикальными и горизонтальными линиями, в первом случае квадрат будет казаться более вытянутым, во втором - более широким. Однако эти иллюзии имеют определенные границы проявления. Например, если те же квадраты расчленить линиями с более малыми промежутками между ними, иллюзия возникает обратная.

Аналогичные явления мы наблюдаем и в костюме.

Учеными доказано, что форма предмета, в том числе и костюма, воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим ее элементам. Глаз как бы соединяет в пространстве невидимые или реальные точки, «строя» геометрические конфигурации.

Любой сложный силуэт костюма может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых в природе весьма ограничено: это сочетание прямоугольников, трапеций, овалов, треугольников. Благодаря этому костюм воспринимается по ассоциации то остродинамичным, то спокойным, то веселым и радостным.

Силуэты костюмов, построенных на основе прямоугольников, кажутся более статичными, а силуэты, построенные на основе остроугольных неравнобедренных треугольников, кажутся очень острыми и праздничными. Большое значение имеют характер расчленения этих форм и тональные отношения.

Зрительные иллюзии в костюме